74.39
М 80


    Морозов, С. А.
    Исследование особенностей семьей, воспитывающих детей с аутизмом / Морозов С. А., Чигрина С. Г. // Аутизм и нарушения развития. - 2022. - № 2. - С. 78-84
ББК 74.39

Кл.слова (ненормированные):
РАС -- АУТИЧНЫЕ ДЕТИ -- АУТИЗМ -- РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА -- СЕМЬИ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ -- РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ -- ОБРАЗОВАНИЕ -- ЗАНЯТОСТЬ -- ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация: В представленной работе исследовались свойства семей, воспитывающих детей с аутизмом, - состав, уровень образования родителей, их занятость, - в значительной степени влияющие на эффективность участия семьи в процессе комплексного сопровождения ребенка. Рассмотрены результаты анкетирования 629 семей из 43 регионов России и Республики Беларусь. 93,5% респондентов - матери. 76,5% семей респондентов полные. Показано, что при высоком среднем уровне образования (76,3% высшее, 18,8% среднее специальное) отмечается низкий процент занятости (40,5%). Спектр распределения по профессиям отличается по основным профессиональным группам от среднестатистического по стране. Среди респондентов выявлено психолого-педагогических работников 16,7% (в среднем по РФ - 1,7%), бухгалтеров, экономистов, банковских служащих 14,7% (превышение примерно в 10 раз), медработников 6,6% (превышение в 3 раза), сотрудников в области информационных технологий 3,0% (превышение в 2,5 раза). Основными причинами искаженности профиля профессий среди респондентов являются как стремление обеспечить достойное качество сопровождения ребенка, так и эндогенные факторы. Выявлена демографическая депрессивность семей с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС): 1,8 ребенка на семью. В качестве основных направлений улучшения ситуации рассматриваются развитие системы сопровождения лиц с РАС, организация просвещения родителей в области аутизма, социально-экономическая помощь семьям, имеющим детей с РАС.

Держатели документа:
АКСБ